понедельник, 12 июля 2010 г.

Как звучит берцовая кость девственницы?

Сколько писателей и поэтов делали героиней своих произведений музыку! Чего только стоят "Крейцерова соната" Л. Толстого, "Мать и музыка" М. Цветаевой, "Дворянское гнездо" И.С. Тургенева, "Доктор Фаустус" Т. Манна, «Контрабас» Патрика Зюскинда! Не удивительно, что однажды мне вдруг захотелось больше узнать о тех инструментах, которые становятся героями множества произведений, и я оказался в Государственном центральном музее музыкальной культуры имени М.И. Глинки.

Некоторые экспонаты, которые я увидел в музее, были уже знакомы моему глазу. Но большинство инструментов предстали передо мной впервые. Огромная коллекция уникальных памятников музыкальной культуры различных народов мира собрана в этом воистину прекрасном месте!




Наслаждаясь великолепием и изысканностью музыкальных инструментов, я не заметил, что блуждал по залам музея уже не первый час. Покинул я его стены с каким-то особенным чувством духовной и эстетической насыщенности. Но на этом мои познания инструментов не закончились. Как говорится, аппетит приходит во время еды.

Я давно знал, что одна моя знакомая увлекается нетрадиционной музыкой, точнее той, которую не каждый день услышишь по радио. Ей-то я и рассказал про свое посещение музея и поделился восторженными мыслями о тех предметах, которые удалось видеть впервые. Она по роду своей деятельности часто путешествует и в свободное время старается посещать различные музыкальные мероприятия. За годы поездок у нее скопилось много всякой информации о различных музыкальных стилях и о необычных инструментах, которой она с удовольствием со мной поделилась.


За чашечкой ароматного чая она отправилась в мир собственных воспоминаний, а я затаив дыхание следовал за ней. И вот нас мысленно унесло в сухую и теплую Австралию — родину такого инструмента как диджериду. Сделан он в большинстве своем из бамбука и эвкалипта, и может достигать длины 1 до 1,3 метра. Внешне расписан красками, украшен изображениями тотемов племен. При игре на нём используется техника непрерывного дыхания. Интересен тот факт, что диджериду способен вылечить храп и асфиксию (временную остановку дыхания) во время сна, так как во время игры на нем укрепляются мышцы верхних дыхательных путей.

Из Австралии мы отправились на родину богов – Грецию. Там когда-то давно древнегреческие пастухи изобрели инструмент под названием цабуна. Подруга рассказала мне, что когда она впервые его увидела, в ее сознании невольно предстал образ волынки. Действительно, глядя на изображение этого инструмента, вспоминается национальная гордость Шотландии.


Греция является родиной еще одного инструмента – Эолийской Арфы Ветра. Эоловы арфы – редкие, красивые инструменты, специально разработанные для игры при помощи ветра. Именно природа, а не человек задаёт ритм и мелодию этому инструменту.


Далее путешествие в мир воспоминаний продолжилось на другой стороне Атлантики, в Америке. В 1761 году Бенджамин Франклин изобрел стеклянную гармонику. Точнее сказать, она была известна еще с XVII века, но после знакомства с ней Франклина, была им усовершенствована.

Оказывается, когда-то стеклянная гармоника сильно полюбилась Моцарту, и он решил написать специально для нее два произведения (Адажио и Рондо). Некоторые музыканты, по рассказам моей подруги, используют в своих произведениях звучание стеклянной гармоники и по сей день. И это понятно: оно такое необычное!



Её рассказ мне хотелось бы дополнить информацией об инструменте, на который я случайно наткнулся в недрах всемирной паутины. Речь пойдет об агрегате, воплотившем в себе всё буйство фантазии человека – аквагасваке.


Ее первая версия была изобретена в 1996 году и имела около 18 крышек. В 1998 году аквагасваку усовершенствовали и добавили ещё несколько крышек, получив в итоге 29. Для извлечения звука используется молоток, щётка, палка и многое другое. Конструкция сделана из гальванизированной трубы. Такой вот «незамысловатый» инструмент.

Поход в музей и рассказ подруги вдохновил меня посетить концерт группы «Пхурпа», исполняющей не редких музыкальных инструментах тибетскую ритуальную музыку. Кроме того, они еще и поют в стиле гьюке (тиб. «rgyud skyad», где «rgyud» – тантра, «skyad» – пение) – мягкое глубокое тантрическое пение с ярковыраженным низким тоном, и в стиле гьер (тиб. «gyer») – пение открытым низким голосом.

Некоторые инструменты, на которых играют музыканты, повергли меня, можно сказать, в шок. Не каждый способен взять их в руки, а тем более сыграть. Один – это канлин, который является неотъемлемым атрибутом выступлений группы. Так почему же не каждый отважится сыграть на нем? Внимание! Канлин – духовой инструмент из берцовой кости девственницы, умершей ненасильственной смертью. Например, она может быть загрызена волками или погибнуть от холода. Но канлин, конечно, не всегда изготавливается из костей девственниц. Для его создания подойдет бедренная кость любого человека.


Второй музыкальный инструмент, от которого мурашки по коже, – даммару. Это двусторонний барабан, сделанный из мужского и женского черепов. Остальные музыкальные атрибуты группы не имеют столь мрачных историй создания, и делаются, к примеру, из морских раковин, металлических тарелок.

Считается, что тантрическое обертонное пение, которое исполняет группа «Пхурпа», является действенным средством, способным снять напряжение, восстановить психику и укрепить иммунитет.



К выступлению музыканты тщательно подготавливаются. Еще бы! Так звучать, как они, может не каждый! Исполнители выполняют специальные упражнения, пьют горячий чай с перцем, а непосредственно перед началом «музыкального таинства» находят нужную позу, раскладывают перед собой тексты мантр и просто настраиваются. Тексты песнопений связаны с божествами-наставниками, с личной трансформацией, направлены на гармонизацию пространства и способны разрушить негативные энергии. Музыка «Пхурпы» духовно обогащает человека, уводит от обыденности, обусловленности бытия.

Вот такие удивительные открытия я сделал для себя буквально в течение недели. Сколько же все-таки интересных вещей, предметов, явлений в окружающем нас мире! Известный афоризм гласит – «чем больше я знаю, тем больше понимаю, что ничего не знаю». И это воистину так!

Комментариев нет:

Отправить комментарий